НОВЫЙ ФГОС 3 КЛАСС.

 ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ УЧЕНИК К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

                   РУССКИЙ ЯЗЫК

Содержание курса

Фонетика и графика

Различение звуков русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объеме изученного).

Определение функции разделительного твёрдого знака (ъ) в словах.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюгасъел), в словах с непроизносимыми согласными.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа столконь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.

Лексика

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.

Состав слова (морфемика)

Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.

Морфология

Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.

Синтаксис

Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.

Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).

Орфография и пунктуация

Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
  • написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щучк, чн, чт;
  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
  • употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков;
  • написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов;

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Развитие речи

Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

  • выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа морозключконьки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюгасъел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс;
  • распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);
  • распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);
  • распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • применять ранее изученные правила правописания:

— раздельное написание слов в предложении;

— написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;

— употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

— написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

— знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

— правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

— написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

— написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

— написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

— правила употребления разделительного мягкого знака (ь);

— раздельное написание предлогов с именами существительными;

а также:

— написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;

— правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;

— написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

— написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;

— раздельное написание частицы не с глаголом;

— раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

— подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов;

  • безошибочно списывать текст объемом 65–70 слов;
  • писать под диктовку текст объемом 55–60 слов с учетом изученных правил правописания.

              ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 Содержание курса

Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, народные песни; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Произведения живописи.

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Ответы на вопросы по содержанию услышанного произведения. Составление вопросов по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Описание своего впечатления от произведения в форме устного высказывания.

Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Прогнозирование содержания произведения по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.

Работа с учебными, познавательными текстами. Простейшими приемы анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей; определение главной мысли текста; деление текста на части; выделение ключевых (опорных) слов. Алгоритм деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстами художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий, ключевые события. Вопросы по фактическому содержанию. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Пересказ текста подробный, выборочный.

Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам. Сравнение героев (сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений), характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, а также на установление взаимосвязей.

Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.

Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, на заданную тему. Составление рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого высказывания.

Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов.

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя); высказывание по репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.

Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное обращение к словарям и справочной литературе, соответствующим возрасту. Аннотация и отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).

Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки), отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя)

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение» ученик научится:

  • различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей (служение России, милосердие, творчество, мужество и т. д.), факты бытовой и духовной культуры;
  • соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
  • владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное);
  • воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
  • определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
  • характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения;
  • находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации;
  • составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
  • применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть, участвовать в драматизации, создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать текст по аналогии с прочитанными;
  • выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
  • составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу;
  • самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей под руководством взрослого.

                      МАТЕМАТИКА
Содержание курса

Числа и действия над ними

Нумерация трёхзначных чисел: получение новой разрядной единицы — сотни, разряд сотен, принцип построения количественных числительных для трёхзначных чисел. Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Поразрядное сравнение чисел.

Устное и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000. Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел с использованием записи в столбик.

Табличное умножение и деление. Внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком.

Переместительное и сочетательное свойства умножения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Запись письменного умножения в столбик.

Деление суммы на число. Запись письменного деления уголком.

Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления.

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.

Порядок выполнения действий. Нахождение значения числового выражения, содержащего несколько действий со скобками или без скобок в пределах 1000, осуществление проверки полученного результата, в том числе с помощью калькулятора.

Использование изученных свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Величины и действия над ними

Единица массы — грамм. Соотношение между килограммом и граммом.

Сравнение предметов по массе: установление между ними соотношения тяжелее/легче на/в.

Сравнение предметов по стоимости: установление между ними соотношения дороже/дешевле на/в.

Единица длины — миллиметр. Соотношение между изучаемыми единицами длины.

Площадь. Сравнение площадей фигур без их измерения.

Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

Соотношение между единицами площади.

Вычисление периметра прямоугольника (квадрата), площади прямоугольника (квадрата) на основе измерения длины и ширины.

Текстовые задачи и алгоритмы

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Задачи на все действия. Запись решения задач по «шагам» (действиям) с помощью числового выражения.

Задачи с недостающими и избыточными данными. Выбор рационального пути решения задачи.

Классификация объектов по двум и более признакам.

Распознавание верных (истинных) и неверных (ложных) утверждений.

Конструирование правильных логических рассуждений с использованием связок «если …, то …», «значит», «поэтому».

Выполнение простейших алгоритмов с условными переходами. Составление и использование формализованного описания последовательности действий (план действий, схема, алгоритм) при решении учебных и практических задач.

Пространственные представления и геометрические фигуры

Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади.

Задачи на разрезание и конструирование геометрических фигур.

Работа с данными

Извлечение и использование для решения задач информации, представленной в простейших таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (в т.ч. календарь, расписание).

Внесение данных в таблицу, заполнение схем и изображений числовыми данными.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате третьего года изучения учебного предмета «Математика» ученик научится:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000, выполнять арифметические действия с применением переместительного и сочетательного законов арифметических действий, выполнять письменные арифметические вычисления с записью «в столбик» и «уголком» (деление);
  • находить неизвестные компоненты сложения, вычитания, умножения и деления;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего несколько действий со скобками или без скобок с многозначными числами;
  • распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «некоторые», «каждый», «верно/неверно, что…», «если…, то…» и др.;
  • классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному или нескольким признакам;
  • формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно- или двухшаговые) с использованием связок «если…, то…», «значит», «поэтому» и др.;
  • решать составные задачи (в 2–3 действия) на сложение, вычитание, умножение и деление, использовать обратную задачу как способ проверки;
  • знать и использовать при решении задач единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км), единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), минута (мин), час (ч), единицы стоимости: копейка (коп.), рубль (р., руб.), единицы площади: квадратный метр (кв. м), квадратный дециметр (кв. дм), квадратный сантиметр (кв. см), уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
  • сравнивать величины, устанавливая между ними соотношение больше/меньше на/в, объекты по размеру, устанавливая между ними количественное соотношение длиннее/короче на/в, объекты по массе, устанавливая между ними соотношение тяжелее/легче на/в, предметы по стоимости, устанавливая между ними соотношение дороже/дешевле на/в; сравнивать фигуры по площади;
  • определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета;
  • решать арифметическим способом текстовые учебные и практические задачи в несколько действий, предлагать разные способы их решения при наличии таковых, выбирать рациональный способ решения, в том числе для задач с избыточными данными, а также находить недостающую информацию из таблиц, схем и т. д., фиксировать избыточную информацию;
  • выбирать при решении задач подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, выполнять прикидку результата вычислений, измерений: массы, продолжительности события, размеров объекта и т. п., оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность;
  • находить периметр многоугольника, прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);
  • изображать геометрические фигуры: на клетчатой бумаге прямоугольник заданной площади, квадрат с заданным значением площади;
  • структурировать информацию с помощью таблиц, схем и чертежей, вносить данные в таблицу, заполнять схемы и чертежи числовыми данными;
  • составлять план решения задачи и следовать ему в процессе решения; использовать формализованные описания последовательности действий (план действий, схема и т. п.) в практических и учебных ситуациях;
  • выполнять алгоритмы, в том числе с условными переходами, составлять алгоритмы для исполнителей с простой системой команд;
  • иметь представление о гигиене работы с компьютером

                  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Содержание курса

Человек и природа

Разнообразие природы. Способы изучения природы.

Звезды и планеты. Правила наблюдения звездного неба.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые.

Тела, вещества, твердые тела, жидкости и газы. Свойства воздуха, воды. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.

Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Разнообразие растений и животных. Группы и виды растений и животных. Размножение и развитие растений. Особенности дыхания и питания растений. Особенности питания разных животных. Цепи питания. Размножение и развитие животных разных групп. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края. Охрана растений и животных. Отдельные представители растений и животных Красной книги России, своего края.

Круговорот веществ. Роль почвы в круговороте веществ.

Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях.

Человек – часть природы. Экологические связи. Общее представление о строении тела человека. Система органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество

Наша Родина – России, Российская Федерация. Государственная символика России. Мой край, его столица, символика региона. Россия – многонациональная страна. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира, отличительные особенности. Путешествие по городам (уникальные природные и архитектурные памятники России) и странам. Материки и части света. Страны и народы мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся.

Семья – самое близкое окружение человека. Родословная. Составление схемы родословного древа. Хозяйство семьи. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Правила безопасной жизни

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Предупреждение болезней.

Правила безопасного поведения в природе, путешествии, общественных местах. Правила безопасного поведения на улице и дорогах для пешехода, велосипедиста, пассажира. Номера телефонов экстренной помощи.

Безопасность в сети Интернет

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате третьего года изучения учебного предмета «Окружающий мир» ученик научится:

  • распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды животных, грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов человека) и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные признаки;
  • находить на карте мира Российскую Федерацию;
  • сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних признаков или известных характерных свойств;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
  • использовать знания о взаимосвязях в природе, между природой и человеком для объяснения простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и здоровьем человека для сохранения здоровья;
  • приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости ответственного отношения к ней;
  • узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники России, ее достопримечательности;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила безопасности в Интернете;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
  • использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
  • создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями

                                МУЗЫКА

Содержание курса

Музыка народов России и народов других стран. Разнообразие культурных форм, характерных для разных эпох, народов и стран.

Музыка народная и композиторская, светская и духовная, камерная и симфоническая и т. д., Интонационная близость народного пения и родной речи.

Творчество музыканта: талант, труд, мастерство, служение людям. Музыкальные произведения, интонации, элементы композиторского стиля отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с творчеством которых было начало в предыдущих классах, расширение их круга (Л. Бетховен, Ф. Шуберт, М. П. Мусоргский, С. С. Прокофьев, М. И. Глинка и др.). Их вклад в развитие музыкального искусства и общества в целом. Выдающиеся композиторы и исполнители своего края, республики.

Жанровая природа музыкального искусства. Разнообразие сценических жанров (опера, балет, мюзикл, музыка к фильму, спектаклю), камерных жанров (вальс, мазурка, прелюдия, этюд, романс и др.), жанров, связанных с определенной национальной или религиозной традицией (тропарь, величание, мугам и др.), жанров и направлений современной музыкальной культуры.

Музыкальная форма: одно-, двух- и трех-частная, вариации, рондо; отдельные номера из сценических жанров (увертюра, хор, ария, сцена, финал и др.), отдельные части из многочастных циклических жанров (симфония, соната, квартет и др.). Программная музыка, основные принципы музыкального развития.

Комплекс средств музыкальной выразительности, реализованный в музыкальных интонациях (ладовые, метроритмические, тембровые, динамические и иные характеристики). Интонации русской музыки, характерные черты: напевность, широта и др.

Широкие образные сферы (эпос, лирика, драма). Музыкальные образы, в которых воплощены народные легенды, сказки и мифы, реальные исторические события. Сопричастность к истории и культуре своей страны, своего народа через восприятие созданных народными музыкантами и композиторами музыкальных образов. Образы природы, внутренний мир человека, выраженный в музыке.

Нотная грамота в объеме, соответствующем исполняемому песенному и инструментальному репертуару: ноты первой — второй октавы певческого диапазона, основные длительности, паузы, ритмические фигуры, в том числе пунктирный ритм, триоли и др. Тактовые размеры, знаки альтерации, музыкальные интервалы, аккорды.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате третьего года изучения учебного предмета «Музыка» ученик научится:

— петь русские народные песни, народные песни региона проживания, песни других народов России и народов других стран, авторские песни отечественных и зарубежных композиторов (с элементами хроматизма и модуляций, с некоторым количеством скачков, движения мелодии по звукам аккордов, диапазон — в пределах децимы с1—е2, с элементами двухголосия, канона, с сопроврождением и a capella);

— владеть различными манерами пения: академической (мягкий, полетный, прикрытый звук) и народной (глиссандирование, сбрасывание звука и др.).

— сознательно сохранять в процессе пения правильную певческую установку, владеть приемами певческой артикуляции, диафрагмального, цепного дыхания;

— выявлять интонационные и ритмические ошибки в собственном пении и пении одноклассников, сознательно стремиться к их устранению;

— осуществлять с помощью учителя составление исполнительского плана песни, реализовывать его в пении;

— играть на 2—3 простейших музыкальных инструментах технически точно мелодии и/или ритм разученных песен;

— исполнять в составе инструментального ансамбля разученные на занятиях аккомпанементы к народным песням и танцам;

— следовать дирижерским жестам учителя в пении и игре на инструментах, соблюдая характер исполнения, манеру, штрихи, динамику, вступление и перекличку голосов;

— петь и играть выразительно, передавая настроение, характер, собственное отношение к исполняемой музыке;

— ориентироваться в элементах нотной грамоты;

— петь и играть по нотной записи освоенные интонационные комплексы;

— понимать значение понятий и терминов: гамма, консонанс, диссонанс, solo, tutti, пьеса, романс, лирика, ноктюрн, ансамбль, квартет, сюита, кантата, опера, балет, сцена, симфония, увертюра, финал, ария, канон, интерпретация, обработка, программная музыка, былина, величание, солдатская песня, хороводная песня, виртуоз, духовная музыка; а также названия оперных и хоровых голосов, музыкальных инструментов симфонического и народного оркестра;

— пользоваться в устной речи музыкальной терминологией, освоенной в 1, 2 и 3 классах;

— сочинять, импровизировать мелодии на тексты народных прибауток, попевок, закличек, ориентируясь на освоенные в других видах музыкальной деятельности фольклорные образцы; уметь предложить на один и тот же текст более одного варианта;

— предлагать свои варианты мелодий на тексты изучаемых песен, романсов, фрагментов из крупных вокально-сценических жанров, сочиненных профессиональными композиторами (по методу «сочинение сочиненного»);

— создавать совместно с одноклассниками композиции (вокальные и/или ритмические импровизации), построенные с элементами перекличек, двухголосия, в том числе на основе изучаемых интервалов;

— слушать музыку разных стилей и жанров вдумчиво, заинтересованно; сопереживать, эмоционально откликаться на характер музыкальных образов, следить за логикой музыкального развития, удерживать слушательское внимание в течение не менее 3,5—4 мин;

— понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения; вести диалог с учителем о характере, настроении музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности;

— узнавать, различать на слух стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов и народов, старинную и современную музыку (на основе изучаемых произведений);

— узнавать и называть имена композиторов, исполнителей изучаемых музыкальных произведений, точное название самого произведения или фрагмента, его принадлежность к отечественной или зарубежной культуре, композиторскому или народному творчеству;

— слышать границы основных разделов музыкальной формы, понимать значение повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки;

— находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии;

— отражать в различных формах двигательной активности освоенные элементы музыкального языка, логики развития и музыкальной формы;

— передавать свое музыкальное восприятие в ассоциативной форме с привлечением других видов искусства, доступных форм творчества;

— разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы; народные обряды, передавать их национально-образный колорит;

— использовать театрализацию в процессе участия в индивидуальных, групповых, коллективных композициях на сюжеты классических программных сочинений;

— конструктивно и творчески взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) исполнения образцов музыкального фольклора народов России и других стран.

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Содержание курса

Изображение на плоскости.

Изображение различных объектов действительности на плоскости различными живописными и графическими материалами. Передача образно-выразительных особенностей различных объектов изображения, общего пространственного расположения объектов, общего цветового строя, особенностей форм, объемов, эмоционального отношения к изображаемым явлениям.

Роль наблюдения и фантазии в работе художника.

Изображение пейзажа по представлению, выражение настроения в пейзаже цветом. Создание портрета знакомого человека по представлению, раскрытие характера и настроения человека. Изображение натюрморта с натуры и по представлению, передача настроения в натюрморте. Роль композиции и цвета в натюрморте.

Изображение сцен из повседневной жизни. Использование цвета, линии, формы, приемов композиции для воплощения художественного образа.

Изображение в объеме.

Средства художественной выразительности скульптуры. Отличие скульптуры от живописи и графики.

Человек и животное – главные темы в искусстве скульптуры. Произведения мелкой пластики. Традиционная народная игрушка.

Лепка по мотивам народных игрушек, создание фигуры человека, зверей и птиц в объеме по памяти, по представлению или по воображению. Передача выразительной пластической формы изображаемого объекта.

Декоративная работа, художественное конструирование.

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Форма и украшение вещей как выражение в ней красоты, удобства, пользы, назначения, характера и настроения.

Виды русских народных художественных промыслов.

Создание эскизов предметов с использованием декоративных мотивов. Неразрывность конструкции и образного начала предметов, выразительность формы и декора, цветового решения, материалов.

Художественное конструирование в технике аппликации, коллажа, бумажной пластики и др.

Воплощение эмоционально значимых смыслов при создании предметной среды жизни человека.

Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Восприятие произведений изобразительного искусства разных жанров: пейзажа, портрета, натюрморта, жанровой живописи. Выбор мотива, предмета, сюжета для передачи особенностей видения мира художником. Произведения знаменитых художников, работавших в разных жанрах.

Русские народные художественные промыслы, отражение характера и жизни народа в изделиях промыслов.

Художественное наследие в музеях России.

Восприятие детской изобразительной деятельности, оценка собственных творческих работ, работ одноклассников. Выставка детских работ.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате третьего года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:

  • понимать и объяснять важность работы художника;
  • выражать свое отношение к рассматриваемым произведениям искусства;
  • понимать и объяснять роль художественного музея, понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием;
  • рассматривать и сравнивать картины-пейзажи;
  • рассказывать об изображенном на портрете человеке;
  • воспринимать картину-натюрморт как рассказ о человеке (хозяине вещей), о времени, в котором он живёт, его интересах;
  • рассказывать и рассуждать о картинах исторического и бытового жанра;
  • объяснять роль скульптурных памятников, называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор;
  • изображать несложные пейзаж, натюрморт, портрет, создавать тематические композиции на исторические темы и темы повседневной жизни: передавать состояние, настроение;
  • понимать и передавать главную идею композиции, выделять интересное, подчеркивать размером, цветом, контрастом главное;
  • понимать произведения скульптуры, давать характеристику замысла, приемов его воплощения, материала, эмоционального воздействия на зрителя;
  • отличать средства выразительности скульптуры от образного языка живописи и графики;
  • лепить фигуру человека или животного, передавая их характерные особенности;
  • овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции;
  • описывать культуру и быт людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов;
  • творчески применять простейшие приемы народной росписи;
  • создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее;
  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения

                       ТЕХНОЛОГИЯ

Содержание курса

Основные содержательные линии

  1. Основы культуры труда (планирование и организация рабочего места, соблюдение правил безопасной работы инструментами, экономное расходование материалов). Самообслуживание.

2. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений.

3. Работа с условными обозначениями при выполнении различных технологических операций.

4. Технологические операции, их рациональное использование в зависимости от вида материала. Технология ручной обработки материалов.

5. Анализ устройства изделия, определение деталей и способов соединения, внесение творческих изменений в создаваемые композиции.

6. Практическая преобразовательная работа по изготовлению различных изделий индивидуально, в парах или в группах. Проектная деятельность.

7. Использование возможностей ИКТ в поисковой и проектной деятельности.

Технологии работы с бумагой и картоном

Технологические операции: разметка деталей (при помощи шаблона, на глаз, сгибанием и складыванием, с помощью чертежных инструментов), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), сборка (с использованием клея, ниток, проволоки, крепежных деталей) и отделка (раскрашивание, аппликация). Развертка, способы выполнения чертежа развертки.

Технология изготовления объемных изделий, создания декоративных композиций.

Технологии работы с пластичными материалами

Технологические операции: выделение деталей (резание стекой, проволокой), отделка при работе над изделием. Технология изготовления объемных изделий, создания декоративных композиций.

Технологии работы с текстильными материалами

Технологические операции: разметка деталей (при помощи шаблона, выкройки или лекала, на глаз), выделение деталей (раскрой ножницами), сборка (сшивание) и отделка (аппликация, вышивка) при работе над изделием.

Виды ниток, их свойства, применение. Строчки стежков. Технология создания декоративных композиций.

Свойства текстильных и нетканых материалов, их применение. Технология изготовления объемных изделий, создания декоративных композиций.

Украшение изделий из текстиля бисером, тесьмой или пуговицами.

Технологии работы с конструктором

Способы изготовления плоскостных и объемных изделий из конструктора (по рисункам, инструкционным картам, заданным условиям — описанию, теме). Способы соединения деталей в них (подвижное и неподвижное).

Технологические операции: сборка изделия (с использованием крепежных деталей).

Элементы графической грамоты

Простейшие чертежи, эскизы, развертки. Вычерчивание окружности. Основные принципы их использования при изготовлении изделий.

Информационно-коммуникационные технологии

Сферы использования компьютеров.

Основные устройства персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок, принтер, мышь и др.).

Правила безопасной работы на компьютере.

Текстовый редактор и правила работы с ним (создание и правка небольших текстов). Вывод созданного продукта на принтер.

Возможности компьютера для поиска, хранения и воспроизведения необходимой информации.

Проектная деятельность

Проект как личностно или общественно значимый продукт. Представление об этапах проектной деятельности. Защита, презентация выполненной работы.

Технологии, профессии и производства

Профессиональная деятельность людей, связанная с производством и использованием различных видов транспорта. Профессии, связанные с искусством

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате третьего года изучения учебного предмета «Технология» ученик научится:

  • планировать и организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, удобно и рационально размещать инструменты и материалы согласно своим физиологическим возможностям;
  • осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами, иглой, циркулем, шилом и канцелярским ножом;
  • использовать условные обозначения при выполнении различных технологических операций;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, инструкционным картам, простейшим чертежам, эскизам и схемам, заданным условиям (описанию, теме);
  • анализировать устройство изделия, определять в нем детали и способы их соединения, вносить творческие изменения в создаваемые композиции;
  • подбирать для конкретного изделия необходимые технологические операции;
  • отмерять длину нитки, закреплять нитку на ткани, выполнять несколько видов строчек стежков, использовать их при создании декоративных композиций;
  • использовать основные свойства конструкторов, текстильных, нетканых и природных материалов при изготовлении объемных изделий, создании декоративных композиций;
  • пришивать пуговицы 1–2 способами, используя их для украшения одежды и создания декоративных композиций;
  • уметь выполнять простейшие чертежи, эскизы, развертки, вычерчивать окружности, использовать эти умения при изготовлении изделий;
  • знать и называть сферы использования компьютеров;
  • знать и называть основные устройства персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок, принтер, мышь и др.);
  • знать и выполнять правила безопасной работы на компьютере;
  • работать на компьютере в текстовом редакторе (создавать и править небольшие тексты), выводить созданный продукт на принтер;
  • использовать технические возможности компьютера для поиска, хранения и воспроизведения необходимой информации

                       ФИЗКУЛЬТУРА

Содержание курса

Физкультурные и сопряженные с ними знания

Техника безопасности. Правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре.

Здоровый физически активный образ жизни. Правила здорового физически активного образа жизни третьеклассника. Двигательный режим третьеклассника в различное время года.

Гигиенические знания. Влияние занятий физическими упражнениями на здоровье и умственную работоспособность третьеклассника.

Методика самостоятельных занятий. Правила выполнения упражнений для повышения умственной работоспособности при подготовке домашних заданий по другим предметам. Упражнения для улучшения и сохранения правильной осанки при выполнении домашних заданий. Основные двигательные способности человека: силовые, скоростные, скоростно-силовые, ловкость, гибкость, выносливость.

Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни

Строевые упражнения

Выполнение команд, построение в две шеренги, перестроение из двух шеренг в два круга; выполнение команд.

Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения для развития координации: выпады вперед, в сторону, назад, приседания с разноименными движениями рук (одна в сторону, вторая вперед; одна вверх, вторая в сторону и т. п.); приседания и выпады с одновременными кругами руками; наклоны, выпады и приседания со скакалкой, с палкой в сочетании с движениями предметов, выполнение этих упражнений под музыку; обновленный комплекс утренней гигиенической гимнастики, упражнения с набивным мячом (1 кг), гантелями (0,5 кг). Общеразвивающие упражнения из комплекса упражнений дзюдо.

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: два-три кувырка вперед в группировке; стойка на лопатках; перекат вправо (влево) из стойки на правом (левом) колене, левая (правая) нога в сторону на носок, руки в стороны; из положения лежа на спине «мост».

Лазанье, перелезание, переползание, подтягивание: лазанье по гимнастической стенке в горизонтальном направлении с поворотом на 360º; в вертикальном направлении одноименным способом, смешанным способом, перелезание наступая (через бревно), с бокового или прямого разбега наскок на коня в упор продольно на согнутые руки с последующим поворотом в упор лежа на животе поперек и перемахом двумя ногами в соскок; переползание по-пластунски, на боку. Подтягивания в висе стоя на низкой перекладине.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Упражнения в равновесии: ходьба по бревну на носках; поворот кругом и на 360º; ходьба по бревну приставным шагом, то же в сторону, то же на носках; упор присев, упор стоя на колене (высота бревна 70–80 см); соскок прогнувшись из упора присев.

Висы и упоры: на гимнастической стенке, бревне, скамейке.

Танцевальные упражнения: шаги галопа в парах, шаги польки в парах; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг.

Легкоатлетические упражнения

Ходьба: с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через препятствия, выпадами влево и вправо вперед в сторону, в приседе, переступая через препятствия, скрестным шагом влево и вправо, ходьба с музыкальным сопровождением.

Бег: с изменением скорости, в заданном темпе, с преодолением условных препятствий, переменный, с передачей эстафет.

Прыжки: толчком двух ног с поворотом на 180º, в глубину (с высоты до 50 см), в высоту с разбега, с короткой скакалкой на одной ноге, в сторону через резинку, «по классам» попеременно на одной или на двух ногах по заданию.

Метания: набивного мяча (до 0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя лицом в сторону метания; снизу вперед-вверх из того же исходного положения на дальность и заданное расстояние; малого мяча с места, из положения стоя лицом в сторону метания на дальность, на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2,5 × 2,5 м) с расстояния 4-5 м.

Лыжная подготовка

Передвижение на лыжах: попеременным двухшажным ходом без палок и с палками; подъем «полуелочкой» и «лесенкой» по пологому склону; спуски в высокой и низкой стойке; повороты переступанием в движении, торможение полуплугом, передвижение на лыжах с равномерной скоростью до 1,5 км.

Плавание

Общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения на суше и в воде. Скольжение лежа на груди; скольжение лежа на спине. Движения ног способом «кроль» с опорой о дно, о бортик бассейна, с поддержкой партнера, стоящего на месте. Скольжение после отталкивания с движениями ног способом «кроль» на спине, на груди. Выдохи в воду с поворотом головы, согласование движений рук с дыханием (стоя на дне, в сочетании с ходьбой). Плавание с доской. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой с различными положениями другой руки (вдох в сторону руки, выполняющей гребок). Плавание с помощью ног. Плавание с помощью рук. Проплывание отрезков в полной координации движений. Прыжок в воду вниз ногами. Спад в воду (из положения сидя на бортике, руки вверху, после наклона вперед).

Подвижные игры, игровые задания, игры с элементами спортивных игр

Элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол):

На материале волейбола: подбрасывание мяча; прием и передача мяча; передача мяча сверху двумя руками; прием (ловля) мяча снизу двумя руками на месте и в передвижении; упражнения в парах – прием (ловля) – передача. Пионербол: броски мяча через волейбольную сетку.

На материале баскетбола: подвижные игры; специальные передвижения без мяча и ведение мяча; броски мяча в цель; стойка баскетболиста, перемещение приставным шагом левым, правым боком; остановка после бега; поворот на опорной ноге без мяча; ловля и передачи мяча двумя руками от груди на месте, в движении приставным шагом; ведение мяча на месте и в движении.

На материале мини-футбола: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола; перемещения по площадке без мяча и с мячом, остановки, повороты, ускорения без мяча, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; ведение мяча в различных направлениях; удары по воротам; прием и остановка мяча с ближнего расстояния (4–5 м).

Строевые упражнения.

Общеразвивающие упражнения для развития координации.

Ходьба. Бег. Прыжки. Метания.

Игры на лыжах: эстафета без палок.

Физическая подготовка и физическое совершенствование

Разностороннее развитие основных двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости в различных их сочетаниях. Разностороннее развитие основных двигательных способностей с акцентированным развитием скоростно-силовых способностей ног и способности проявлять их в беге на скорость, при смене направления движения в условиях жесткого лимита времени. Развитие статического равновесия и общей выносливости (мальчики, девочки), статической силовой выносливости сгибателей рук (девочки). Развитие силы разгибателей рук (мальчики, девочки) и гибкости (девочки), динамической силовой выносливости сгибателей туловища (мальчики, девочки), динамической силовой выносливости сгибателей рук и гибкости (мальчики).

Развитие координационных способностей (равновесие статическое, ориентировка в пространстве – мальчики и девочки; точность движений рук и ног – девочки). Усложненные варианты упражнений программы для развития статического равновесия; усложненные варианты общеразвивающих упражнений программы для развития координации движений; усложненные варианты метаний, рекомендованных программой.

Развитие быстроты двигательной реакции (мальчики). Повторный бег с высокого старта по сигналу; смена направления движения по сигналу; стоя лицом к стене на расстоянии 2–2,5 м ловля мяча, отскочившего от стены после броска партнера, ловля падающей палки.

Развитие быстроты движений руками, ногами, силовых и скоростно-силовых качеств рук (мальчики и девочки), динамической силовой выносливости (девочки). Имитация бега с максимальной скоростью, имитация ударов боксера с максимальной частотой, подтягивание в положении лежа на груди на наклонной гимнастической скамейке, подтягивание в висе стоя, в висе с помощью партнера и без помощи, передвижение в висе на руках на «рукоходе», на гимнастической перекладине, гимнастической стенке; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на бедрах, в упоре лежа на гимнастической скамейке, передвижение на руках по кругу ноги на месте, «тачка»; сгибание и разгибание, поднимание и опускание рук с гантелями (1–2 кг), броски и ловля набивного мяча в парах, в тройках, в квадратах (1–2 кг); поднимание согнутых и прямых ног в висе на перекладине, приседание с набивными мячами.

Развитие общей выносливости (мальчики). Бег на расстояние за 2, 4, 6 мин (кто больше пробежит); передвижение на лыжах в умеренном темпе 1, 2, 3 км; плавание на расстояние с доской в руках, с доской в ногах; круговая тренировка по методу «непрерывного упражнения» (ЧСС до 130–140 уд./мин).

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате третьего года изучения учебного предмета «Физическая культура» ученик научится:

  • определять: символику Олимпийских игр, смысл различных символов; почему мы гордимся нашими героями-олимпийцами; ценности олимпизма; показатели своего физического развития; правила измерения длины и массы тела, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания; правила предупреждения переохлаждения на занятиях по лыжной подготовке и оказания первой помощи;
  • выполнять правильно изученные: строевые команды, упражнения, перестроения, игры с элементами строя; общеразвивающие упражнения (на месте, в движении, с предметами), в том числе с включением сложно-координационных упражнений и игр, требующих проявления координации движений, комплекс утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений для поддержания правильной осанки и укрепления свода стопы; разновидности бега, игровые задания для бега; разновидности прыжков с места и с разбега (толчком двух ног с поворотом на 180º, в глубину (с высоты до 50 см), в высоту с разбега, с короткой скакалкой), игры, игровые задания для закрепления навыка прыжков; способы метания, игры, игровые задания для метания; метать малый мяч на дальность на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель; разновидности подтягиваний, лазаний и перелезаний, игры, игровые задания с лазаньем и перелезанием; акробатические упражнения и связки (2 – 3 кувырка вперед, «мост» из положения лежа на спине, стойка на лопатках); игровые задания и игры с элементами спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол): стойки, перемещения, ведения мяча, способы ловли и передачи мяча, броски мяча, удары по мячу; технические приемы и способы передвижения на лыжах; подводящие упражнения к плаванию, плавание с помощью ног, плавание с помощью рук, проплывание отрезков в полной координации движений;
  • правильно: эстетически выразительно выполнять упражнения (шаги, упоры) в равновесии на бревне; эстетически выразительно выполнять изученные танцевальные шаги; распределять свои силы при ходьбе на лыжах на 1–1,5 км; прыгать в воду, проплыть 10–12 м и более; выполнять тесты для оценки уровня физической подготовленности с установкой на индивидуально доступный максимальный результат и оценивать свое физическое развитие и двигательную подготовленность; оценивать воздействие нагрузки на организм в процессе выполнения упражнений;
  • добиваться положительной динамики прироста показателей развиваемых физических качеств и двигательных способностей;
  • регулярно выполнять домашние задания и добиваться повышения результата;
  • использовать изученные физические упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр в процессе физического самовоспитания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий